вторник, 12 мая 2015 г.

Лавки чудес: кондитерские магазины старых российских брендов

 

Накануне лента facebook выдала мне сообщение со странички  блога CozyMoscow, которое начиналось словами "Есть в Москве одно интересное место. Это магазин при Бабаевской кондитерской фабрике..." Это рассказ человека, который вдруг обнаружил, что в Москве еще можно купить свежие, вкусные конфеты на развес, почувствовать те самые заветные запахи. И, что самое-то главное, перенестись в атмосферу детства со всем его волшебством.

Тут же пришло в голову: и почему я до сих пор об этом не написала? Делюсь личным секретом: я (и не только я, но и многие мои друзья) давно уже в качестве антистресс-меры хожу в такой вот кондитерский магазин на Поварской. Хожу не столько за конфетами (хотя они тут и свежее, и дешевле, чем в супермаркетах) за тем же самым -- за эмоциями. Когда сам процесс покупки всего-всего по чуть-чуть радует не меньше самих сладостей.

На самом деле таких мест в Москве несколько. Полный список фирменных магазинов концерна, куда теперь входят "Бабаевский", "Красный октябрь", "Рот Фронт" и другие знаменитые советские кондитерские бренды, можно найти здесь. Они очень old fasioned, даже продавщицы там по-советски строгие, словно от них до сих пор зависит, достанутся тебе конфеты или нет.

Впрочем, перед праздниками вроде Нового года тут действительно всегда нешуточный ажиотаж. Однажды на моих глазах люди едва не подрались за остаток "Столичных". Хотя лично мне из алкогольного ассортимента милее "Космическая одиссея". Еще один мой фаворит -- "Птичье молоко" во всех видах. Ну и классика, разумеется: "Мишка косолапый", "Белочка", "Осенний вальс"...



Моя отдельная симпатия принадлежит специалитету магазина на Поварской (в других, по крайней мере, не видела) -- ретро-жанр. Если у вас будет возможность, обязательно сходите на лекцию по истории кондитерской Москвы, такие организует, например "Москва, которое нет" и другие краеведческие и прогулочные сообщества. Все знакомые нам с детства советские кондитерские бренды когда-то назывались иначе, принадлежали знаменитым династиям и имеют давнюю историю.

"Красный Октябрь", бывшая фабрика товарищества "Эйнемъ", возродил несколько ретро-наименований. Сейчас в ассортименте есть одноименные конфеты, а также "Абрикосовские" (была такая знаменитая династия купцов и промышленников) и "Старая открытка". Конфеты эти полуручной работы, поэтому стоят дороже обычных. Зато отлично подходят для подарков эстетам и знатокам. Я уже рассказывала о них в записи о необычных подарках.







пятница, 8 мая 2015 г.

Лекция о русском дизайне и русском стиле: анонс!


Друзья, спешу поделиться анонсом. В следующую среду, 13 мая, в Циферблате на Тверской (он же на Пушкинской) в рамках цикла встреч "Диалоги о дизайне" я буду рассказывать о российском дизайне и русском стиле.Будет и история вопроса, и мифы с легендами (часть развенчаем), и, что самое главное, много современного материала. Постараюсь рассказать про всё, а не только про самое очевидное.

Почему национальной теме в дизайне во всем мире уделяют так много внимания? Что такое российская тема в дизайне? Что на самом деле представляет из себя российская художественная промышленность -- основа любого дизайна? И о чем мы на самом деле говорим, когда сегодня говорим о "русском стиле"? И почему дизайнерам сегодня так трудно с этим работать (расскажу на основе опыта самих дизайнеров), а людям зачастую так трудно это потреблять?

Репосты для привлечения публики приветствуются!

воскресенье, 3 мая 2015 г.

Ave, Майя: в память о Майе Плисецкой


Вчера, 2 мая, не стало Майи Плисецкой. Великой балерины, иконы стиля и образа жизни, блистательной женщины, музы. Ей можно подобрать еще много эпитетов. С ней ушла эпоха, и в данном случае это вовсе не клише.

Ей было 89 лет, осенью должно было исполниться 90, вовсю шла подготовка к юбилейным торжествам... 

Каким бы эфемерным, неосязаемым ни было искусство балета, после Майи Плисецкой останется очень много... Записи ее спектаклей и номеров, впечатления... Сейчас те, кому повезло встречаться, общаться, дружить и быть знакомым, активно этим делятся. И я стараюсь читать все, что появляется в заслуживающих доверия источниках. Чтобы еще раз прикоснуться к магии этого человека. Очень рекомендую, например, вот этот текст одного из моих любимых авторов Сергея Николаевича на "Снобе". Почитайте, сейчас очень редко так пишут.

Еще останется множество чарующих фотографий очень красивой женщины, чьи природные данные так выгодно подчеркнула балетная грация и тонкость. Я очень люблю, например, снимок, ставший заглавным в этом посте. Он был сделан в Нью-Йорке, кажется в середине 60-х.


С мужем Родионом Щедриным. Одно из первых фото в качестве супругов.





То самое фото из статьи Николаевича. С Гагариным после "Лебединого".

Неслучайно Плисецкая часто становилась моделью для художников. Одна из моих любимых фарфоровых скульптур, например, изображает ее в знаменитой "Кармен-сюите". Мечтаю иметь такую, но, кажется, она не была запущено в серийное производство, в отличие от волшебной Ахматовой Данько. 



Или вот знаменитое детское фото Плисецкой в зубном кабинете деда: это 1927 год, будущей балерине здесь два года. 



Еще остались потрясающие воспоминания. Обязательно найдите их и прочитайте. Для меня мемуары Плисецкой и Галины Вишневской стали откровением, которое навсегда лишило способности понимать желание воскресить некоторые вещи из недавнего прошлого страны. А ведь это жизнеописание очень успешных, сумевших побороться с системой людей...



Еще одно откровение: кажется, что Плисецкая, несмотря на свой статус, всю жизнь была очень простым человеком в лучшем смысле этого слова. В разгар международной карьеры не говорила на иностранных языках, например. Подкрепить это впечатление помогает вот эта запись: только послушайте, как она, прима, отвечает на вопросы, как рассказывает!


Знаю, что к осени (предполагалось, что к юбилею) готовятся две очень любопытные книги, посвященные Плисецкой. Очень хочется, чтобы все у этих проектов сложилось, и они вышли поскорее.