пятница, 24 апреля 2015 г.

Афиша: фестиваль "Русские сезоны"


Друзья, еще один важный анонс! Сегодня круглым столом стартует интереснейшее мероприятие -- фестиваль "Русские сезоны", который пройдет в Москве С 24 апреля по 13 мая 2015 года. Основная тема всего мероприятия - интеграции российского культурного наследия в современную моду. Как вы понимаете, я пропустить такое мероприятие не могла никак. Очень любопытно, что из этого получится -- сама тема прекрасна, но у нас не всегда умеют к ней подойти. 

Состав участников дискуссии очень многообещающий: Ольга Вильшенко (Vilshenko), Татьяна Михалкова («Русский силуэт»), Евгения Линович (Masterpeace), Елена Краюшкина («Хохломская роспись»), Денис Симачев (DENIS SIMACHEV), Константин Андрикопулос (Bosco di Ciliegi), Анна Бурашова (Marie Claire), Наталья Туровникова (Vogue Fashion’s NightOut), Ксения Чилингарова (Arctic Explorer), Людмила Норсоян (Norsoyan), Ян Хеере (генеральный директор Kira Plastinina) и другие.

Одна из самых интересных для публики частей фестиваля -- одноименная выставка, которая открывается 28 апреля на первом этаже галереи «Модный сезон». Как обещают организаторы, там "можно будет полюбоваться кружевами елецких мастериц, русскими образами Vilshenko, в которых традиции ожили и стали новой современностью, новой коллекцией Masterpeace Jardin Oriental, роскошными мехами бренда Marusya, хохломской росписью, авторскими узорами павлопосадских платков, возраст которых исчисляется веками, нежностью и юностью тургеневской барышни бренда Villa Turgenev, сказочными образами, основанными на технике плетения оренбургских платков, от бренда Norsoyan. Вход на выставку свободный. В рамках выставки будет работать корнер «Русские сезоны», где будут представлены изделия участников выставки". Цитата. 

Очень рекомендую вам посетить эту выставку. Часто модный статус традиционного украшения определяется исключительно контекстом, о чем я уже писала. Найти его правильно самостоятельно умеют не все. Герои современной российской моды подскажут, как. Как минимум, вы получите аргумент в разговоре на тему с менее продвинутыми знакомыми. 

Блог "Русская старина" будет освещать фестиваль. Ждите интересных материалов.


вторник, 21 апреля 2015 г.

Новый Фандорин: опыт литературного анонса

Надо сказать, что последнее время меня нечасто посещает ажитация в преддверии какого-либо события. Такой приятный зуд нетерпеливого ожидания. Видимо, с годами и от такой профессии становлюсь циником: все проходит, мадемуазель, и это тоже. И все уже было, было... Но это как раз такой случай, когда хочется, не почистив зубы и без завтрака, бежать в книжный (простите, электронные форматы, я старомодна). Выходит новый Фандорин. А это один из моих любимых литературных циклов.





На самом деле, я не люблю последние романы цикла "Весь мир театр" и "Черные город". Для меня эти книги - одинаковые. В них нет той фантазии и волшебной игры с языком, антуражем, предметным миром, которая отличает "Азазель", "Статского советника"  или "Смерть Ахиллеса". Первые романы читаешь - и понимаешь, как писатель любит каждую букву, как его захватывало все это придумывать. Я очень текстоцентричный человек, мне это важно.

Мне кажется, я понимаю, что произошло с автором - он просто устал. И жанр стал казаться тесноват, и надоело. Но народ требует! Так происходит со всеми выдающимися писателями-жанровиками. Конан-Дойль сбрасывал Холмса в водопад и уходил в мистику и фантастику, Агата Кристи отводила душу на любовных романах. Хотя она, как все женщины, была более дальновидна и завела себе подушку безопасности в виде целого пантеона героев и десятилетий. Надоела, предположим, мисс Марпл - можно переключиться на Пуаро или вовсе забыть про эту знаменитую парочку и вывести расследователя из числа простых граждан (очень люблю эти ее детективы, кстати).

Дороти Сэйерс тоже очень хотелось сказать миру что-то большее, поэтому ее Питер Уимзи и Гарриет Вэйн после бодренького начала целый толстый том спорили об отношениях мужчины и женщины на фоне достаточно вымученной интриги с трупом цесаревича Алексея. Но детективы "золотого века" - это вообще отдельная история. У меня есть теория, что их авторы, как итальянские маньеристы после титанов Возрождения, оказались в ловушке "всё придумано до нас". Отсюда и все их формальные поиски. Зато какие там бытовые зарисовки, какой любование повседневной жизнью! Все эти свадьбы в конце опять же. 

Возможно, дело в том, что детективы традиционно считаются невысоким развлекательным жанром.  А людям хочется быть серьезными, когда им есть, что сказать. Хотя на самом деле любой хороший детектив, конечно, дает объемную картину жизни и эпохи. Именно поэтому их хочется перечитывать - хотя ты уже давно знаешь, чем дело кончится и кто убийца. У той же Сэйерс после скучноватой "Где будет труп?" появляется прекрасное "Возвращение в Оксфорд". В котором она находит идеальный баланс, когда благодаря продуманной структуре не в ущерб хорошему детективу получается проговорить волнующие тебя темы: место женщины в обществе и науке, борьба за права и т.д. И одно не спорит со вторым, а дополняет.

Я очень надеюсь, что Акунина отпустило после "Аристономии", которая была задумана как "настоящий серьезный роман", и документально-художественного цикла по российской истории. Что они с Фандориным пожили отдельно, отдохнули друг от друга и соскучились. Но даже если нет, все равно очень любопытно, что же получилось.

"Планета Вода" - это три повести «Планета Вода», «Парус одинокий» и «Куда ж нам плыть?». По авторской классификации это «технократический детектив», «ностальгический детектив» и «идиотический детектив». Действие происходит до событий романа "Черный город" (поэтому как Фандорин выжил, вы из новой книги не узнаете).

Старт продаж на всех носителях - сегодня, 21 апреля. 

Прочитать отрывок можно в ЖЖ Бориса Акунина.

А какие книжные серии любите вы? 


понедельник, 20 апреля 2015 г.

Objet d'art


Не так давно меня поразил нетипичный вирус коллекционирования. Если вы давно читаете этот блог, то наверняка знаете, что я категорический противник пылесборников в доме. Я очень люблю предметы декоративно-прикладного искусства, однако стараюсь пускать к себе только то, что помимо эстетической функции (очень важной самой по себе) несет в себе и практическую. До последнего времени исключения случались очень редко. Но и на старуху, сами знаете...

Я влюбилась в миниатюрные фарфоровые фигурки животных от Императорского фарфорового завода (бывший ЛФЗ). 



Никакого практического смысла в них нет (даже украшения не повесишь - слишком маленькие) - чистое удовольствие. Но выбираю очень придирчиво и не скупаю все подряд (это вообще самый лучший принцип любого коллекционирования). Только если случается абсолютная любовь с первого взгляда. В скульптуре я ценю известную долю условности и стилизации. Викторианская страсть к полному правдоподобию мне не очень близка.





У ИФЗ очень большой выбор малой анималистической пластики. Больше всего мне нравятся самые маленькие вещи - размером до 8-10 см. В них максимальная концентрация очарования, на мой взгляд. К тому же в таком масштабе лучше всего проявляются все любимые мною в скульптуре качества, о которых я писала выше.


Чем-то эти миниатюрные фигурки напоминают мне знаменитый камнерезные фигурки Фаберже, только без бриллиантовых глазок (обязательно сделаю о них пост). Когда-то это был очень популярный предмет для коллекционирования. Теперь, собственно, тоже, просто искать их нужно на аукционах топ-уровня. Одна из крупнейших коллекций зверушек от Фаберже, как говорят - у британской королевской семьи. 



В отличие от Фаберже, фарфоровые миниатюры от ИФЗ - хобби менее разорительное. Цены на самые маленькие вещи начинаются от 250 рублей примерно и обычно не превышают 600-700. Но цены на самые сложные вещи могут достигать и 1500 - 2000. 

Я время от времени захожу в фирменные магазины ЛФЗ и встречаю там таких же влюбленных в этих зверушек. Или вижу у какой-то из низ табличку "Резерв". В такие моменты мне становится страшно любопытно: очень хочется узнать, что за люди их покупают, как выглядит их дом.

Любителям собачек отдельно рекомендую вот эту серию. На первом плане там чихуахуа Хорхе :)

Фото - официальный сайт ИФЗ

Посмотреть всю коллекцию можно на сайте ИФЗ.

Моя же следующая цель - миниатюрная версия вот этой пары белых медведей. Это очень красивая скульптура, но достаточно дорогая.

Фото -- официальный сайт ЛФЗ

Их также выпускают и в большом размере (на вид около 40-50 см в длину). Если у меня была соответствующая жилплощадь с большой гостиной, честное слово, завела бы себе и таких тоже. Вот здесь можно посмотреть и больших, и маленьких.

Все фото, кроме подписанных отдельно -- Екатерина Кулиничева для "Русской старины"

А что коллекционируете вы? 


воскресенье, 12 апреля 2015 г.

Самые красивые пасхальные яйца Фаберже

Со светлым праздником Пасхи всех, кто отмечает его сегодня!
Одним из самых знаменитых атрибутов Пасхи в мире декоративно-прикладного искусства являются яйца Фаберже --- прежде всего императорская серия, драгоценные сувениры, которые преподносили своим близким сначала император Александр III, а затем его сын Николай II. 

Одним из самых красивых и весенних, на мой взгляд, стало так называемое "Яйцо с решеткой и розами", подаренное Александре Федоровне в 1907 году. Находившийся внутри традиционный сюрприз в настоящее время утерян, но считается, что им был миниатюрный портрет цесаревича Алексея, окруженный бриллиантами. Ведь яйцо было приурочено к рождению наследника престола тремя годами ранее (изготовление яиц в силу сложности предмета порой занимало больше года непрерывной работы, отсюда такая "задержка" по времени). 

Согласно архивным счетам, его стоимость составила 8300 рублей.

После революции это яйцо каким-то образом оказалось в Париже у антиквара-иммигранта, бывшего работника Гатчинского дворца. В 1930 году оно вместе с другим пасхальным подарком -- яйцом "Гатчинский дворец" -- было продано американцу Генри Уолтерсу. Сейчас оно находится в постоянной экспозиции The Walters Art Museum в Балтиморе (США).

Яйцо "Гатчинский дворец" (1901). Подарок Марии Федоровне. Сейчас в том же Walters Art Museum. 

И еще несколько пасхальных шедевров фирмы Фаберже. В России из трех представленных работ в настоящее время хранится только одно яйца -- "Клевер" (в Московском Кремле). 


 "Анютины глазки" (1899). Подарок для Марии Федоровны. Сейчас в частной коллекции в США.  Там очень красивый сюрприз тончайшей работы. 




"Клевер" (1902). Изготовлено для Александры Федоровны. Сюрприз утерян, предположительно им были миниатюрные портреты великий княжон. 



"Лебедь" (1906). Изготовлено для Марии Федоровны. Продано из России в 1927 году, впоследствии несколько раз меняло владельцев. Сейчас в коллекции частного фонда в Швейцарии.


Яйцо "Бриллиантовая сетка" (1896). Изготовлено для Марии Федоровны. Внутри был слоник из слоновой кости, украшенный драгоценными камнями (как пишут, автоматический). Утрачен. Сейчас яйцо находится в частной коллекции семьи Макферрин. 


"Цветы яблони". 1901 г. Это не императорское пасхальное яйцо -- оно было изготовлено для семьи Кельх. Строго говоря, это даже скорее шкатулка в виде яйца, хотя сюрприз вроде бы был. Но мне очень нравится. 


Почитать мой рассказ о Музее Фаберже в Петербурге можно здесь

Все фото - интернет.